В предыдущей статье о ранжировании мы рассказывали о его факторах ранжирования, рекомендуем прежде прочитать её. Здесь вы можете узнать о самом понятии ранжирование.
Сервисы анализа поведенческих факторов ранжирования
Поведенческие факторы ранжирования сайта — важный раздел SEO-продвижения, который понадобится Вам на всех этапах создания сайта. Это способы отслеживания динамики посещения и использования сайта. Они помогают анализировать целевую аудиторию, правильность расположения элементов сайта (дизайн, текст, интерактив, структура), эффективность рекламы и качество сайта.
Анализ поведенческих факторов ранжирования проводится с помощью сервисов статистики Яндекс.Метрика и Google.Analytics. Состоит анализ из показателей, которые дают картинку посещения и эффективности вашего сайта.
Вообще поведенческие фаткоры ранжирования Google и Яндекс не сильно отличаются, счетчики аналитики различаются во многом лишь дизайном. В любом случае все поисковики опираются на тренды, заданные Google.
Поведенческие показатели трафика:
Отказы.
Показывает, насколько интересен пользователям сайт или конкретная страница. Говорит о качестве страницы. Если человек уходит с сайта, проведя на нём меньше одной секунды — действие считается за отказ. Бороться с отказами надо анализируя материал страницы. Данные о пользователе, такие как возраст, устройство входа, место входа (прямой заход, ссылка, соцсеть, поиск).
Глубина просмотра.
Показатель того, работает ли текст сайта и ваша стратегия продвижение ссылками. Глубина просмотра фиксирует, какое количество ссылок было открыто пользователем. Плохая глубина просмотра говорит о двух вещах: либо материал не интересен, либо ссылок слишком много.
Поэтому при организации структуры сайта советуют делать ссылки не дальше третьего уровня. То есть одна страница может быть не дальше третьего уровня вложенности. Как выглядит третий уровень вложенности? https://fo.ru/blog/category/templates/. Blog — раздел сайта, category — категория блога, templates — статьи о шаблонах.
Следующий уровень делать не стоит, потому что пользователи будут:
А. уходить, а при большем уровне вложенности поисковики будут думать, что на сайте людям не так интересно сидеть.
Б. люди будут отвлекаться и уводить трафик с требуемой страницы.
Время на сайте.
Это среднее время пользователей на сайте. Посмотреть можно с помощью сервисов Яндекс.Метрика и Google.Analytics. Фактор показывает, насколько сайт интересен пользователям. Если время посещения меньше среднего, это значит, что качество контента упало, либо не хватает интерактива и людям просто скучно читать. Иногда виной может послужить отсутствие кнопок или ссылок, то есть пользователь не может совершить целевое действие.
Дорабатывайте навигацию, добавляйте ссылки, кнопки, возможность задать вопрос. Пусть сайт отвечает потребностям людей и отвечает логике.
Прямые заходы.
Этот показатель характеризует заходы пользователей через закладки в браузере или через ссылку в адресной строке. Это и есть целевая аудитория и мы должны всячески её анализировать и удерживать на сайте. Первым делом надо создать портрет нашего пользователя с его ценностями, потребностями, болями.
Если у вас интернет-магазин, изучите, какой товар больше всего интересует вашу Целевую Аудиторию (ЦА). Если сайт информационный, что на нем интересует.
Иногда полезные лонгриды без картинок могут быть популярнее красиво оформленных статей без смысла, написанных ради ключевых запросов. Используйте вебвизор и смотрите, насколько людям интересно находиться на странице.
Если это бизнес сайт — какие темы интересуют посетителей. Добавляйте недостающий контент. Чтобы понимать, чего не хватает, создайте семантику. Добавляйте новые рубрики с подобной информацией. Привлеките специалиста по таргетинговой рекламе. Запустите рекламу в места скопления вашей ЦА. Приложите максимальные усилия, чтобы не упустить главных клиентов, и они станут постоянными.
Вовлеченность.
Это показатель, характеризующий общее поведение посетителя сайта. Проанализируйте, с какого сайта перешел пользователь. Какие это были ссылки? Какая реклама? Какие анкеты он заполнил, в каких опросах поучаствовал. Все это можно проанализировать с помощью инструментов в Яндекс Метрике.
В Google Analytics для анализа подойдут разделы «в режиме реального времени», «Конверсия», «Поведение». Включите в Вебвизоре проигрыватель и сможете проследить путь вашего посетителя по кликам и скроллингу. Какие он перелистывал вкладки в каталогах, какие его заинтересовали товары. Анализируя его поведение и логику, вы можете понять, почему он ушел с сайта. Ищите свои слабые места, увеличивайте вовлеченность посетителей.
Кликабельность сниппета.
Сниппет — это информация под заголовком сайта в поисковике. Ее прописывают в мета-тегах. Если вы не будете заниматься этим, поисковый бот подтянет в сниппет начало статьи. То есть без контекста и самых главных слов. А ведь сниппет — это ключевая информация. Как первые строчки книги. Если читатель заинтересовался, он откроет и саму статью.
Для информационных и развлекательных сайтов нужно использовать микро разметку стандарта Schema.org. Чтобы у сайта поднялась посещаемость и поисковик в сниппете формировал на него быстрые ссылки, нужно выполнить требования Яндекса. Что можно сделать: видоизмените главную страницу, добавьте ссылки на разделы. Пропишите тег title для всех страниц. Проверьте, совпадает ли title с h1 — совпадать не должен, но ключевое слово должно присутствовать в обоих случаях. Пропишите атрибут alt у изображений, которые будут использоваться как ссылки.
Для сайтов, входящих в ТОП 3 доступны быстрые ссылки.
Теперь поговорим вне показателей. Как мы можем использовать поведенческие факторы ранжирования?
На самом деле, развитие поисковиков показало, что если мы хотим по-настоящему живой и нужный людям сайт, нужно меньше опираться на графики и цифры. Не берите в пример статьи и рассказы о SEO-специалистах, которые рассчитывали идеальные соотношения знаков, ключевых запросов, ссылок и заголовков на статью. Те времена уже давно прошли.
Поведенческие факторы ранжирования теперь не более, чем инструмент, определяющий базовые показатели качества. Исходя из показателей вы можете увидеть, в правильном ли направлении двигаетесь.
Что делать в первую очередь для улучшения поведенческих факторов сайта?
- Сайту нужна семантика и контент-план. Семантика и кластеризация — это маркетинговые инструменты. Они очень хороши в аналитике конкурентов и классического вида текстов в вашей тематике. Контент-план — это регулярная работа с текстами на сайте.
- Ряд срочных действий. Посмотрите на ваш сайт. Есть ли вся контактная информация? Есть текст, рассказывающий о тематике сайта, текст с преимуществами? Тарифы? Доставка? Алгоритм предоставления услуги. То, что не даёт пользователям сделать целевое действие — первое на очереди доработки.
- Технические проблемы. Жизнедеятельность сайта накапливает ошибки. Поломанные ссылки, дубли страниц, не сжатые большие изображения — всё это надо исправлять, чтобы и пользователям и поисковым роботам было удобно взаимодействовать с сайтом.
- Дополнение сайта с точки зрения удобства. Ссылки, навигация, разбавленный интерактивом материал, анимации, дизайн. Очень часто после работы с UX — свойствами улучшение поведенческих факторов наступает на глазах. Всё должно быть органично и удобно.
- Теперь вы можете дополнять сайт материалами, вводить и тестировать новые функции и параллельно заниматься анализом поведенческих факторов.
- Исходя из анализа, вы можете делать выводы о том, что нужно изменить на сайте. Особенно хорошо помогают инструменты Яндекс.Метрики — карты ссылок, кликов скроллинга и вебвизор.