Поведенческими факторами называется комплекс действий пользователей по отношению к сайту. Этот аспект имеет большое значение для SEO. С его помощью поисковые системы анализируют, насколько полезен сайт для посетителя. На основе полученных данных ресурс будет ранжироваться выше или ниже по определенным запросам.
Если человек, просмотрев сайт некоторое время, закрывает его и не возвращается к поиску, робот склонен считать, что проблема этого человека была решена в полной мере. Такой сайт будет отображаться в выдаче достаточно высоко. Если же посетитель переходит на страницу и сразу же закрывает ее либо возвращается к поиску после кратковременного просмотра, поисковая система сочтет ресурс низкокачественным, и его позиции упадут. По этой причине поведенческие факторы играют одну из ключевых ролей в SEO наряду с внешними ссылками.
К поведенческим факторам относятся:
- время, проведенное на странице и сайте;
- глубина просмотра (количество внутренних переходов);
- возвраты (повторное посещение) и прямые заходы (из адресной строки браузера);
- CTR сниппета (соотношение переходов на сайт к его показам в результатах поиска);
- карта скроллинга (данные о прокрутке страницы);
- карта движения курсора мыши;
- показатель отказов (закрытие страницы в течение первых 15 секунд просмотра);
- решение проблемы (пользователь не возвращается к поиску после посещения сайта).
Собирая статистику этих данных, поисковик оценивает сайт с точки зрения человека. Это позволяет отфильтровать бесполезные и низкокачественные проекты, освободив место в выдаче сайтам для людей.
Способы улучшения поведенческих факторов на сайте
Под улучшением поведенческих факторов подразумевается, в первую очередь, сокращение показателя отказов и увеличение среднего времени, проводимого на сайте. Иными словами, первостепенная задача состоит в том, чтобы задержать посетителя на страницах проекта как можно дольше. Как это сделать?
Публикуйте качественный контент. Текст должен быть экспертным, лаконичным и легким для восприятия. Для этого используйте достоверные данные, информационный стиль изложения и грамотную структуру с заголовками, подзаголовками, списками, цитатами, эпиграфами, сносками и прочими украшательствами. Большое значение имеет наличие в материале тематических изображений и видеороликов.
Используйте «перелинковку». Каждая публикация должна ссылаться на несколько других, связанных по смыслу. Под каждой статьей должно быть несколько ссылок на похожие материалы. В сайдбаре нужно транслировать список самых популярных постов. Это позволит существенно повысить глубину просмотра сайта.
Установите форму комментариев. Если посетитель сможет быстро и просто (это важно) поделиться своим мнением по поводу прочитанного, велика вероятность, что он так и сделает. Для этого комментировать материал должно быть максимально удобно – без регистраций, без авторизаций, без обязательного ввода E-mail и прочего (есть сайты, где даже никнейм вводить необязательно). Все перечисленное отталкивает пользователей и тормозит обсуждения.
Аккуратность и адаптивность дизайна. Если раньше на оформление оптимизаторы обращали внимание в самую последнюю очередь, то с появлением поведенческих факторов важность этого аспекта в разы возросла. Современный дизайн сайта должен быть максимально приятным и хорошо смотреться на любых экранах. Темных фонов, левосторонних сайдбаров и слишком крупных «шапок» лучше избегать.
Используйте микроразметку. Правильная настройка микроразметки позволит поисковым системам расширить сниппеты дополнительными данными о странице (например, графическим рейтингом), что повлечет за собой увеличение кликабельности (CTR).
Составляйте привлекательное описание META description. Иногда META-описание отображается в выдаче, поэтому оно должно быть написано для людей. Представьте, что эти 160 символов – пространство для рекламного объявления. Напишите его так, чтобы человеку захотелось посетить страницу. Это увеличит количество переходов из органического поиска.
Используйте релевантные заголовки. Заголовок страницы title должен точно передавать ее суть, поскольку тоже отображается в выдаче. Именно на title люди смотрят в первую очередь, поэтому он должен предлагать решение проблемы в максимально лаконичной форме. Правильный выбор заголовка поможет сократить показатель отказов и увеличить кликабельность сниппета.
Установите якорную навигацию по страницам. Это нужно для удобства изучения контента пользователем. Обычно в начале крупных статей оптимизаторы устанавливают блок оглавления, построенный на anchor-ссылках. При клике на любую из них, страница автоматически прокручивается к нужному разделу. Также желательно наличие якорной кнопки «Вверх», чтобы человек мог быстро вернуться к началу материала.
Наращивайте подписную базу. Хороший посетитель – постоянный посетитель. Такой пользователь приходит по собственному желанию, а потому, профита от его активности больше всего. Используйте социальные сети, E-mail подписки, rss-ленты и push-уведомления, чтобы удерживать внимание читателей. Это позволит в разы увеличить количество возвратов и общее качество посещений.
Установите кнопки социальных сетей. Позвольте пользователям делиться вашими материалами с друзьями. При публикации качественного контента это будет происходить регулярно. Таким способом вы не только улучшите поведенческие факторы, но и создадите дополнительный канал трафика.
Используйте призыв к действию. Ненавязчиво напоминайте посетителям о доступных им возможностях: «Прочитай!», «Подпишись!», «Оцени!», «Поделись мнением!», «Расскажи друзьям!». При использовании такого подхода активность читателей значительно возрастает.
Соблюдение вышеперечисленных рекомендаций сделает страницы вашего ресурса высококачественными и востребованными. А вот всевозможных накруток стоит активно избегать, какими бы привлекательными они не казались. В противном случае вы рискуете получить выговор в виде штрафных санкций, что повлечет за собой понижение поисковых позиций или тотальное удаление сайта из выдачи.